Sailfish OS. Существует и развивается до сих пор
2013 год – наше время
Финские разработчики из компании Nokia, которые занимались созданием MeeGo, после приостановки проекта покинули компанию. В том же 2012 году они основали свой стартап Jolla, который начал заниматься созданием операционной системы Sailfish OS.
Так в основе данного проекта лежали наработки из предшествующих систем Maemo и MeeGo. Большая часть Sailfish имела открытый исходный код, но некоторые элементы были закрытыми для сторонних разработчиков. Так создатели Sailfish хотели монетизировать собственный проект. Они предлагали основную операционную систему бесплатно, а расширенные возможности предоставляли в рамках лицензионного соглашения с производителем электроники.
Самым перспективным из таких расширений стал модуль Alien Dalvik, который позволял устанавливать в операционную систему Android-приложения.
Смартфон Sony Xperia X
Начиная с 2013 года разработчики начали стабильно выпускать ключевые обновления для Sailfish. В том же году был выпущен первый смартфон под управлением данной ОС – Estrade. За следующие годы было выпущено еще несколько устройств с Sailfish OS на борту. Самыми популярными из них стали Sony Xperia X и Sony Xperia XA2.
В 2018 году 70% прав на операционную систему приобрел отечественный Ростелеком. Официальным ответвлением Sailfish стала российская разработка Аврора ОС, которая в ближайшие годы должна стать единой операционной системой для мобильных устройств сотрудников государственных органов и бюджетных организаций.
Проект Sailfish медленно, но верно продолжает свое развитие и сегодня.
Персонализация и гибкость
Отличительной характеристикой ОС Android моно считать ее гибкость относительно настроек. Под себя настроить можно все, что угодно. В специальном разделе есть куча переключателей и галочек. Пользователи могут настроить учетную запись, экран. Продвинутые пользователи найдут для себя достаточно интересные инструменты, как и разработчики.
В смартфонах на iOS настроек тоже хватает, но количество их несколько меньше. Так что, тонко настроить гаджет проблематично. Во всяком случае, на Андроиде можно по желанию подобрать внешний вид ярлычков, изменить рабочий стол или поменять действующий лаучер проблем не составит.
В Play Market есть множество приложений, предназначенных для персонализации различных гаджетов. То есть, это поможет пользователю индивидуализировать устройство, сделать его несколько другим, не таким, как у всех остальных. И если для Андроида написано кучу клавиатур, то на смартфоне с iOS поставить даже другую «клаву» нереально.
Нейросети для жизни
ChefGPT
Сервис составляет рецепты блюд и даёт инструкции по их приготовлению. По запросу пользователя нейросеть разработает план питания, предложит рецепты для завтрака, обеда и ужина, расскажет о традиционных блюдах разных стран.
Скриншот: ChefGPT / Skillbox Media
Чтобы сгенерировать рецепт, пользователь вводит набор продуктов, выбирает кухонные принадлежности, указывает, сколько времени у него есть для приготовления блюда. Ещё можно выбрать режим генерации:
- Для гурманов — искусственный интеллект выберет лучшую комбинацию из выбранных продуктов, а ненужные отбросит.
- Всё включено — в рецепте будут использованы все перечисленные компоненты, но результат может быть неожиданным.
Стоимость: 2.99 доллара в месяц.
Пробная версия: бесплатно можно создавать до пяти рецептов в месяц.
Доступна в России: да.
Язык интерфейса: английский.
Синхронизация с ПК и передача разных файлов
Итак, разбираясь в том, кого назвать победителем в этой войне, мы подошли к вопросам синхронизации и подключении к ПК. Что моет нам понадобиться для того, чтобы с компа скачать на смартфон на платформе Android, музыку, клипы, фильмы? Ничего сверхъестественного, кроме некоторых действий. Подключаемся к компу, ищем требуемую папку и забрасываем в нее все, что нам может понадобиться. Здесь определение смартфонов идет, как стандартные съемные носители информации.
Плюс в том, что именно это приложение обеспечивает нам удобство при создании резервных копий и обновлении ПО в собственных гаджетах. Возвращаемся к владельцам Android-аппаратов, которым рекомендуется использовать или фирменные приложения, или софт, являющийся универсальным. Но преимущество их в том, что у них нет необходимости искать специальные программы, чтобы просто закачать себе файлы, которые нравятся.
iTunes – программа, которая максимально удобна при синхронизации данных, для того, чтобы работать с различными приложениями и для покупки разнопланового контента. Но вот отсутствие возможности работы, как съемного диска, несколько умаляют все достоинства этой программки.
Отличия iOS от Android
Не работают уведомления? На Android это норма
Причина всех проблем, из-за которых страдает софт на Android, заключается: а) в радикальных отличиях смартфонов на ОС от Google и б) в неведении разработчиков об этих отличиях. Они банально не представляют, под какие устройства они делают свой софт. Причём речь тут идёт даже не об аппаратном обеспечении, потому что у современных смартфонов оно плюс-минус одинаковое, а о возможностях их программных оболочек.
Ну, смотрите сами. Все iPhone, iPad и iPod touch компания Apple делает самостоятельно. Соответственно, она имеет возможность заложить в среду разработки Xcode, где создаются приложения, все сочетания железа своих устройств, а также их программные возможности. Поэтому на iOS в принципе немыслима ситуация, когда одно и то же приложение на разных моделях iPhone работает по-разному.
На Android это встречается кругом и рядом. Возьмите даже базовую функцию любого приложения — рассылку уведомлений. Наверняка вы слышали, что у кого-то пуши приходят по 10 раз на одно событие, а у кого-то уведомления не приходят ни разу, и люди не могут добиться от смартфонов, чтобы они присылали оповещения от, скажем, WhatsApp или Gmail.
Так случается из-за несовместности программных функций. Например, смартфоны Xiaomi имеют особый режим энергосбережения, который отключает работу всех фоновых процессов, в том числе возможность присылать пуш-уведомления. Поэтому, если пользователи Xiaomi будут использовать WhatsApp в режиме энергосбережения, оповещений они не получат. Но — вот незадача — у какого-нибудь OnePlus блокировки уведомлений не происходит, и там всё работает прекрасно.
Выбор между Android или iOS
Важно: вы не можете создавать Android- и iOS-приложения одновременно. Есть редкие специалисты, разрабатывающие решения сразу для двух операционных систем
Но работодатели предпочитают тех, кто выбрал одну специализацию и изучил все связанные с ней нюансы.
Лучше начать с изучения одной операционной системы. Как сделать выбор между iOS и Android:
- Попробуйте оба варианта самостоятельно. Это долго и сложно, но так вы будете уверены в своём решении на 100%.
- Ориентируйтесь на свои цели. Если у вас идея стартапа, проанализируйте, какой ОС пользуется ваша целевая аудитория. Если хотите получить офер в определённой компании, посмотрите, на каких платформах она развивает продукты.
- Проанализируйте ценности бренда. Вам ближе Android с открытым исходным кодом? Или вас привлекает лаконичность продуктов на iOS? Это может стать весомым аргументом в пользу одной из систем.
- Проведите сухой анализ. Посмотрите популярность Android и iOS во всём мире, их комьюнити, нюансы работы с разными маркетплейсами.
Ниже мы расскажем об особенностях разработки на разных ОС и сравним их по главным показателям.
Быстродействие и функциональность
Следующая позиция в нашем сравнительном обзоре указывает на то, что в отличие от Андроид, устройства на iOS работают безукоризненно. Обидно, конечно, но так оно и есть. В случае со второй ОС вызов функций обеспечивает мгновенное их появление на дисплее.
Аппараты на Android, особенно бюджетные, могут подумать, подвиснуть, притормозить. Убрать эти самые тормоза помогают приложения, которые чистят память. Таким образом, хоть и частично, но быстродействие устройств возвращается.
Смартфоны в первом случае совсем не раздражают владельца медлительностью, так как она попросту отсутствует. Нужна телефонная книга – она перед глазами. Установили полезное приложение – корректная работа ему обеспечена. И так во всем, что касается работоспособности устройств с этой оперативной системой.
Приложения для умного дома
Мы стали больше времени проводить дома. Многим из вас не хватает рук, чтобы и работать, и по дому всё успевать. Не помешал бы искусственный интеллект, вовремя включающий кофеварку, отключающий интернет и запирающий холодильник.
А если серьёзно, то аналитики из IDC и норвежской Telnor ещё в конце 2019 года прогнозировали рост популярности всевозможных трекеров здоровья. Резкая смена ритма жизни и недостаток физической активности обязательно скажутся на здоровье, что вызовет новую волну спроса на такие устройства.
Например, хорошо зашло бы умное кресло, которое регулярно напоминает вам, что пора подвигаться. Или умная подушка, которая контролирует качество сна и выдаёт в мобильном приложении рекомендации. В России же IoT (internet of things, интернет вещей) не сильно интегрирован в повседневную жизнь, и все проекты пока носят характер инновационных.
Большинство сервисов поступают к нам из-за рубежа. Например, Xiaomi уже давно сделала ставку на умные устройства, в их экосистеме уже больше 100 гаджетов. Часть из них доступна и нам: умные пылесосы, весы, розетки начинают заменять своих неинтеллектуальных предшественников во многих домах.
Установка понравившейся мелодии на вызов
С процедурой знакомы все без исключения, у кого есть мобильник, а он сейчас есть у всех, даже у маленьких детей. Чтобы поставить композицию на звонок, ее сначала нужно скачать с одного из ресурсов в интернете и в свойствах файла отметить, как рингтон на звонок.
Моно поставить эту мелодию на звонок на отдельную группу номеров. Владельцы смартфонов iOS тоже могут поставить себе любимую мелодию, но вот с реализацией желания дела обстоят несколько иначе.
В первом случае мы без проблем можем ставить все, что душе угодно. А вот во втором, опять нам в помощь iTunes. Здесь мы смотрим, что нам подходит. Дальше делаем обрезку мелодии, меняем формат, проводим синхронизацию. Оказывается, такая простая операция требует столько времени и усилий.
Различия относительно памяти
Мобильное оборудование на платформе iOS имеет установленную память от 16 до 256 Гб. Расширения ее не предусмотрено производителем. То есть, слотов для карт памяти нет вообще. Когда место в памяти будет забито, понадобится что-то придумывать. Использовать можно Облако или внешние жесткие диски. Если есть информация, которая всегда под рукой не нужна, то ее можно скинуть и на жесткий диск компа.
Всем, у кого Андроид, намного проще. Практически все устройства имеют в своем арсенале слот под карту памяти. В принципе, расширить память можно дополнительно до пределов 128 Гб (такие microSD карты сегодня есть в продаже). То есть, устройство рассчитано на 64 Гб. Покупаем карту и расширяем до того предела, который нужен. Этого мало? Тогда приобретите две карты памяти и носите с собой везде.
Достоинством устройств на Android является то, что моно установить на карты памяти приложения. Внутренняя быстродействующая память в этом случае существенно экономится. А вот на смартфонах iOS установка microSD невозможна.
Конечно, привержены этой ОС могут сказать, что в этом у них нет необходимости. Но тогда как быть, с тем, что поступают просьбы относительно расширения памяти? Еще одна загвоздка в отсутствии скоростного безлимитного интернета на территории России, что является препятствием для полноценного использования облачных сервисов.
Есть такие аппараты, работающие на ОС Андроид, которые оснащены OTG-поддержкой. То есть, мы спокойно можем подключить внешние носители к ним, используя для этой цели порт microUSB. Для стандартных «флэшек» можно купить переходник или уже готовые «флэшки» с соответствующим разъемом. Следовательно, с расширением памяти проблемы нет.
Как обозначить приложение надежным на айфоне
Настало время разобраться с тем, как обозначить надежного разработчика на iPhone. Обозначение надежности приложения – это то же самое, что и обозначение надежности разработчика.
Приложение, которому нужно предоставить доверие, автоматически высветится в соответствующем окне
Если указать доверие к приложению, то его получит и производитель и, как следствие, все остальные его продукты, которые можно будет установить и использовать на данном гаджете айфон или айпад. Из этого исходит то, что добавление программы в список доверенных является тем же самым действием, что и подтверждение надежности поставщика программного обеспечения.
Следовательно, подойдет способ, описанный выше. Если пользователь столкнулся с подобным уведомлением, то его необходимо принять и следовать пошаговой инструкции:
- Перейти на главный экран меню своего айфона и найти в нем иконку «Настройки» в виде шестеренки.
- Нажать на нее и выбрать из всех конфигураций пункт «Основные». Он находится непосредственно рядом со значком шестеренки на первой странице меню настроек.
- Выбрать подпункт «Профили и управление устройством» (в некоторых версиях операционной системы он может называться «Управление устройством»).
- Выбрать наименование разработчика в списке корпоративных приложений.
- Нажать на кнопку «Доверять этому разработчику» и подтвердить свое действие.
Это позволит установить и запустить на iPhone или iPad приложение не и официального магазина App Store.
Apple хочет, чтобы пользователи скачивали ПО только из АпСторе
Важно! Подпункт «Профили и управление устройством» не появится в настройках до тех пор, пока пользователь впервые не столкнется с проблемой «Ненадежный корпоративный разработчик»
Шопинг-навигаторы
Вы уже стояли в очереди с разметкой в 1,5 м? Знать бы заранее, что в ближайшем «Перекрёстке» столько народу! На волне тренда «Яндекс» уже начал показывать на своих картах количество людей в ближайших магазинах. Ждём, что скоро они объединят этот сервисы с каталогами магазинов, чтобы заодно можно было сориентироваться по ассортименту и собрать корзину.
Полагаем, что очень востребованы будут приложения, которые помогут выбрать магазин или аптеку, где меньше всего посетителей, или такое время для прогулки с собакой, чтобы минимально контактировать с другими людьми.
Запрос на бесконтактность и дистанционность останется надолго. Государство уже выделило 1 млрд рублей на разработку подобных приложений. Скоро мы увидим ещё много сервисов, которые помогут людям подстраиваться под новую реальность.
Ubuntu Touch. Это должен был быть полноценный Linux в смартфоне
2013-2017 годы
Эта система разрабатывалась компанией Canonical Ltd и была предназначена для запуска на смартфонах или планшетах. Как понятно из названия, базируется мобильная ОС на основе популярной сборки Linux Ubuntu. Специально для этого была разработана оболочка Unity, которая позволяла управлять системой при помощи сенсорного дисплея и удобных жестов.
Хоть ядро мобильной и настольной операционных систем и является одинаковым, десктопные приложения следовало дорабатывать для работы в смартфонах и планшетах. Обновление ПО в Ubuntu Touch происходило из отдельных репозиториев, которые содержали только оптимизированные приложения.
Помимо стандартного набора программ для Ubuntu Touch были выпущены клиенты , Telegram, YouTube. Существовал полный набор базового ПО для повседневной работы как от создателей системы, так и от сторонних энтузиастов.
Ключевой особенностью системы являлась возможность подключить смартфон или планшет к большому дисплею и превратить его в полноценный рабочий компьютер. Эта фишка была придумана раньше, чем компания Samsung показала свою станцию DeX. Даже возможность носить в кармане полноценный компьютер не привлекла массовую аудиторию к Ubuntu Touch.
Всего под управлением этой ОС было выпущено четыре устройства: BQ Aquaris, Meizu MX4, Meizu PRO 5 и диковинный QWERTZ-смартфон PRO F(x) tec. Если мобильная версия системы на смартфоне работала стабильно, то так называемый десктопный режим разработчики реализовать так и не смогли. Заявленные планы по созданию полноценной настольной системы в смартфоне потерпели неудачу. При подключении гаджетов к большому экрану они начинали дико глючить, сбоить и не выдавали нужной производительности.
Интерес покупателей оказался крайне низким, даже активное сообщество пользователей Linux прохладно встретило мобильную ОС. В итоге в 2017 руководители проекта объявили о прекращении официальной разработки Ubuntu Touch. Спустя два года сообщество программистов UBports продолжило развитие проекта, неофициальные сборки и обновления выходят и по сегодняшний день.
Приложения для управления автоматической доставкой
Бешеной популярностью пользуется новая услуга — «бесконтактная доставка». Но оправданно ли гонять курьера, например, для доставки небольших пакетов, конвертов с документами? Увы, бумажный документооборот так просто не победить, он живучее всех вирусов. Думаю, что в скором времени наберёт обороты доставка дронами — наземными устройствами, а может быть, даже и квадрокоптерами или беспилотниками. Управлять такими аппаратами (одним или группой) можно с помощью мобильных приложений.
И такие примеры уже есть. Во время пандемии несколько стартапов в США с успехом запустили своих роботов-доставщиков, которые привозили покупки населению и медикаменты в клиники. С 29 апреля в «Сколкове» работают роботы-курьеры «Яндекс.Ровер». Они перевозят документы и посылки между зданиями, а задачу им можно поставить с помощью смартфона.
Maemo OS. На ней хотели построить аналог iPad в Nokia
2010-2015 годы
В середине 2000-х в одном из подразделений Nokia все же чувствовали глобальные изменения на рынке мобильных гаджетов. Небольшой отдел специалистов занялся разработкой новой для того времени ниши гаджетов – интернет-планшетов. Устройства были больше актуальных моделей смартфонов и ориентировались на работу в сети, браузинг, почту или просмотр видео.
Любопытно, что для новой линейки гаджетов решили использовать не популярную Symbian, а новую разработку Maemo. Эта система базировалась на ядре Debian Linux и являлась свободно распространяемой операционной системой.
Maemo OS ругали за большое количество закрытых модулей и отсутствие исходного кода для многих стандартных приложений. Разработчики не прислушивались к пожеланиям пользователей и развивали систему исключительно в своих интересах.
Коммуникатор Nokia N810
За пять лет существования данной ОС под её управлением было выпущено всего четыре устройства: Nokia 770, Nokia N800, Nokia N810 и Nokia N900. Крупные компании и энтузиасты успели выпустить достаточное количество приложений для Maemo, но проект забросили.
Особенности маркетплейсов
Маркетплейс в смартфонах ― это онлайн-платформа, где можно приобрести приложения. App Store ― для пользователей iOS, Google Play ― для пользователей Android
Разработчикам важно учитывать особенности этих площадок
Стоимость аккаунта разработчика. В Google Play будет достаточно внести разовый платёж 25 долларов. В App Store придётся ежегодно продлевать доступ к аккаунту за 99 долларов.
Модерация. Приложения в Google Play публикуются почти мгновенно, так как за ними не следят модераторы. В App Store этот процесс может занять неделю, потому что модераторы проверяют каждый продукт вручную.
Конкуренция
Где конкуренция ниже и где ваше приложение «выстрелит», однозначного ответа нет. Но есть статистика, по которой вы можете самостоятельно сделать выводы.
Количество приложений. Посмотрите статистику сервиса 42matters на февраль 2022 года. В маркетплейсах насчитывают миллионы продуктов:
- более 3 190 000 приложений в Google Play;
- свыше 1 190 000 приложений в App Store.
По частоте публикаций лидирует Google Play:
- 1 899 приложений публикуется в день в Google Play;
- 771 приложение публикуется в день в App Store.
Количество разработчиков. По данным 42matters, разница в числе создателей приложений не так высока:
- более 981 000 разработчиков зарегистрированы в Google Play;
- более 788 000 зарегистрированы в App Store.
Платёжеспособность. По данным Sensor Tower, в 2020 году пользователи App Store потратили 32 миллиарда долларов против 17 миллиардов долларов пользователей Google Play. Это почти в два раза больше!
Политические риски
iOS — закрытая платформа компании Apple, и, если припрёт, они могут отключить как российских разработчиков, так и российские приложения. Это не будет смертельно, потому что обходные пути найдутся всегда. Но в целом, вкладывая время и силы в iOS, вы вкладываетесь в экосистему одной публичной американской компании.
Приложения для iOS легально доступны только из AppStore, который хоть и подчиняется местным законам во всех странах, но всё же принадлежит американской компании.
Android хоть и тесно связан с «Гуглом», но имеет гораздо более открытую архитектуру: каждый производитель телефонов может лицензировать эту операционную систему для себя. Также есть открытые варианты Android, которые вообще не используют сервисы «Гугла». Заблокировать Android в России так же сложно, как заблокировать Linux.
Приложения для Android можно устанавливать откуда угодно: как из магазина Google, так и из альт-сторов типа Xiaomi и Samsung. Также приложения устанавливаются напрямую с сайтов. Недавно в России запустился собственный альт-стор RuStore. В итоге заблокировать приложения для пользователей на «Андроиде» намного сложнее, чем на iOS — причём в любой стране, не только в России.
Российский магазин приложений для Android — RuStore
BlackBerry OS. Король корпоративного сегмента, который не прошел проверку временем
1999-2013 годы
Данная операционная система выпускалась компанией Research In Motion Limited (RIM) для смартфонов и коммуникаторов собственного производства.
Операционная система имела отличную реализацию многозадачности и поддерживала всевозможные устройства ввода. Так за время существования бренда BlackBerry появлялись смартфоны с обычной клавиатурой, QWERTY-клавишами, трекпадом, трекболом, колесом прокрутки и сенсорным дисплеем.
Разработчики не ограничивались добавлением нового средства ввода информации, а тесно вплетали его в систему. Создавались удобны жесты, шорткаты и сочетания клавиш. Способы взаимодействия проникали во все уголки системы, стандартные и некоторые сторонние приложения.
Изначально BlackBerry OS хорошо зарекомендовала себя в корпоративном сегменте благодаря надежным алгоритмам шифрования почты, сообщений и других мигрирующих между пользователями данных. Позднее преимущества операционной системы и самих гаджетов BlackBerry оценили и простые пользователи.
BlackBerry OS вполне неплохо чувствовала себя на рынке. Пик популярности системы пришелся на 2008-2009 годы. Тогда около 20% продаваемых смартфонов работали на этой операционке. Вплоть до 2010 года BlackBerry OS успешно конкурировала с iOS и обходила мобильную систему Apple по уровню распространённости.
Уже в следующем 2011 году резко увеличивается количество продаваемых айфонов, а Android и вовсе захватывает половину мобильного рынка. BlackBerry OS начинает сдавать позиции синхронно с Symbian. Процент гаджетов с системами на рынке сначала снижается до 10%, а уже в начале 2012 падает до 5%.
Все дело в том, что руководство BlackBerry допустило два ошибочных предположения. Сначала в компании скептически отнеслись к смартфонам с сенсорными дисплеями, их считали гаджетами исключительно для развлечений, но не для деловых пользователей. А затем они поверили в чрезмерную привязанность пользователей к своему бренду и не сочли iPhone и Android-смартфоны достойными конкурентами.
Когда продажи смартфонов начали резко снижаться, в компании начали суетиться и применять все возможные способы спасения бренда. Так появились модели BlackBerry с сенсорным дисплеем, в гаджеты активно встраивались клиенты социальных сетей, появился магазин приложений для сторонних разработчиков. В этот момент выяснилось, что ресурсов текущего поколения смартфонов и возможностей операционной системы не хватает для реализации всех современных фишек.
Чтобы исправить ситуацию, была быстро разработана альтернативная система QNX, на базе который компания выпустила несколько смартфонов и планшет. Разработчики приложений практически единогласно отказались создавать сторонние программы под QNX ради довольно скромной аудитории пользователей.
Роковым решением стал перевод последних выпускаемых смартфонов компании на операционную систему Android. BlackBerry моментально лишились своей индивидуальности, а главное преимущество бренда в виде защищенности данных пользователя было практически невозможно реализовать на Android.
Так вместе с крахом компании закончила свое существование и мобильная операционная система.
Symbian OS. Динозавр рынка мобильных ОС, о котором очень быстро забыли
1998-2012 годы
Интерфейс ранних версий Symbian
В 1998 году компания Nokia содействовала образованию концерна Symbian, который начал разработку новой одноименной операционной системы. Уже тогда финский производитель телефонов улавливал тренды развития рынка и видел будущее в расширении возможностей обычных звонилок.
Уже в конце 1999 года была выпущена первая версия операционной системы EPOC Release 5, которую позднее переименовали в Symbian OS v5. Поддержали начинания Nokia и другие производители телефонов Samsung, Motorola, Sony Ericsson. Позже под данными брендами выходило немало интересных моделей смартфонов на Symbian OS.
В начале 2000-x Symbian уверенно занимает лидирующие позиции на рынке умных телефонов и становится главной мобильной ОС почти на всё следующее десятилетие. Для данной ОС было написано огромное количество приложений и игр. Разумеется, с современными показателями Android и iOS это не сравнится, но и настолько удобных платформ для продажи и продвижения своих программ у разработчиков просто не существовало.
Symbian впервые познакомила массового потребителя с многозадачностью в телефонах, затем на крошечных экранах кнопочных звонилок появился офисный пакет, утилиты для работы с файлами и прочие аналоги приложений с ПК.
Не самая удачная и запоздавшая с выходом на рынок Nokia 5800
Разработчики не спешили адаптировать свою систему под сенсорное управление, а в Nokia затягивали с массовыми моделями touch-смартфонов. В итоге лишь в 2008 году была представлена Nokia 5800. Это был первый сенсорно смартфон на платформе S60. Уже тогда стало понятно, что крах Symbian неизбежен. В компании слишком долго засиделись в нише устройств с кнопочным управлением и проспали популярность сенсорных экранов.
Опыт использования самой первой версии iPhone OS был в разы приятнее, чем от развивающейся почти 10 лет Symbian. Пользователь мог отлично справляться с iPhone при помощи пальцев, в то время как модели Nokia поставлялись с тонким неудобным пластиковым стилусом.
Первый смартфон Apple и n-ный смартфон Nokia. Разница в удобстве пользовательского интерфейса колоссальная
Пик развития Symbian пришелся на 2005-2008 годы. В это время система единолично властвовала в нише умных телефонов и занимала от 55% до 73% рынка (в рекордном 2006 году). Позднее доля Symbian начала плавно снижаться, на пятки начала наступать iOS, на пару лет активно продавалась Windows Phone, а затем стремительно взлетел Android.
Так в 2010 каждый третий покупатель смартфонов все еще отдавал предпочтение Symbian, к концу года аналогичными показателями уже могла похвастаться и ОС Android. За два следующих года доля “зеленого робота” выросла в два раза, а вот Symbian потерял позиции и к концу 2012 года устанавливался примерно на 6-7% продаваемых смартфонов.
Коммуникатор Nokia E7, работавший под управлением Symbian
Закат этой операционной системы совпал с большими проблемами компании Nokia. В конце 2012 года была выпущена последняя версия Symbian, а чуть более чем через год финский бренд уже перекупает Microsoft.
Деньги
Главный вопрос, на который нужно ответить в самом начале — сколько это будет стоить. Я использую следующую методику расчета стоимости разработки.
В первую очередь определяю какая экспертиза должна быть в команде. В нашем случае это:
- гейм-дизайнер. Необходимо декомпозировать исходную игру, писать документацию, вбивать цифры баланса в админку. Задачи достаточно рутинные, особого таланта не нужно. Закладываю $1000 в месяц, full time;
- Unity-разработчик. Тут в целом комментировать нечего, нужен уверенный middle-разработчик. $2500 в месяц, full time;
- серверный разработчик. Необходимо реализовать PvP, отдачу контента (картинок с отличиями), валидацию покупок, серверные конфиги для быстрого тестирования изменений. $1500 в месяц, part time;
- 2D-художник. Необходимо нарисовать 9 локаций-эпизодов и экран загрузки. Для софтлонча можно обойтись меньшим количеством 2D-графики. $2000 в месяц, full time;
- контент-художник. Необходимо готовить интерфейсы, предметы для коллекций и собственно сами картинки с отличиями. $1500 в месяц full time;
- продюсер (это я). Собственно организация и управление процессом. $2000 в месяц full time.
Итого, burn rate команды выходит $10,5 тысяч в месяц. Я всегда считаю зарплаты немного выше рынка. Во-первых, это позволяет при случае нанимать реально талантливых, востребованных специалистов (что на самом деле происходит нечасто). Во-вторых, если сроки будут сдвинуты, это позволит не вылезти за рамки бюджета.
Следующий шаг — написание роадмапа. Для этого в Trello составляю список механик, которые необходимо реализовать. Внутри каждой механики грубо указываю подзадачи (для примерного понимания времени разработки) и отмечаю кто из команды будет работать над данной механикой. Получается вот такое описание:
Примерное описание игровой механики
Далее раскидываю механики по месяцам и собираю сам роадмап
При этом обращаю внимание на:
- порядок разработки — не стоит делать механику коллекций, пока не готов core-геймплей;
- загруженность разработчиков — нагрузка на участников команды должна быть распределена равномерно;
- сроки разработки — прикидываю, сколько недель займет разработка той или иной механики.
Со сроками важно понимать одну вещь. Разработка механики состоит из двух частей, условно «головы» и «хвоста»
«Голова» — это реализация механики, как ее описал гейм-дизайнер. «Хвост» — это доработка механики, а именно полишинг некритичных багов, тестирование баланса, возможно эксперименты с визуалом. Для коротких механик и для особо важных механик на этапе планирования «хвост» равен длительности «головы». Для остальных механик — в два раза меньше. При этом:
- для критически важных механик «хвост» может быть бесконечным;
- на этапе планирования «хвост» можно и нужно как резать, так и удлинять, чтобы оптимизировать процесс разработки;
- в случае ошибок в планировании, в первую очередь нужно резать именно «хвосты».
По итогу получается следующая таблица:
Роадмап проекта в Trello
По этой таблице видим, кто, когда и над чем работает. И самое главное, становится понятно, что время разработки составит 4 месяца, а стоимость — $42 тысячи. Также я обычно закладываю дополнительные риски в 20% от общего бюджета на случай, если что-то пойдет не так.
Итого, необходимый бюджет для разработки — $50400.
Этот бюджет не включает в себя софтлонч, так как невозможно заранее предсказать ни длительность софтлонча, ни затраты на трафик. Нужно исходить из собственных финансовых возможностей.
Прежде чем перейти к описанию процесса разработки, стоит отметить одну важную деталь. У меня был опыт клонирования игр и я знал, что когда после запуска показатели проекта будут ниже целевых, в первую очередь захочется переделать то, что отличается от оригинала. Поэтому я с самого начала настоял на том, чтобы в первой итерации все механики были скопированы максимально точно.
Кроме того оставалось два темных пятна. Первое — это все, что связано со сложностью игры. Второе — это боты. Мы не могли декомпозировать внутреннее устройство этих механик. По обеим у нас было лишь собственное субъективное восприятие, которое к тому же у всех разнилось.
Выводы
Конечно, есть исключения: некоторые приложения iOS следуют рекомендациям Material Design Guidelines (например, Gmail), а некоторые приложения для Android следуют рекомендациям Human Interface Guidelines (например, Instagram).
Слева – Gmail для iOS; Справа – Gmail для Android
Слева – Instagram для iOS; Справа – Instagram для Android
Но одно очевидно: гораздо быстрее разработать мобильное приложение с использованием нативных компонентов для обеих операционных систем. Таким образом, лучше потратить время на дизайн, а не делать один макет приложения, который будет совмещать компоненты Human Interface Guidelines и Material Design, а затем потратить много времени на его разработку из-за нестандартных элементов.