Анимешники — кто они?

Как правило, состоит такая работа в следующем:

  • Подростка просят сформулировать свои цели на ближайшие год, два… пять лет, пытаясь при этом в воображении представить картину собственного будущего.
  • Ребенок должен определить, что ему нужно сделать в течение каждого из этих лет, чтобы реализовать поставленные цели.
  • Хорошо придумать свой девиз на ближайшие три месяца и записать его на специальной карточке. Каждый раз, когда ребенок будет чувствовать себя неуверенно, он может доставать эту карточку и читать то, что сам себе написал. Каждые три месяца девиз должен обновляться.
  • В конце каждого года молодой человек должен сопоставлять полученный результат с запланированной целью.

Смысл проведения такой работы ‒ рефлексия своих жизненных приоритетов и планов. Кроме этого, «видение» себя в будущем играет роль самовнушения, оказывающего «программирующее» воздействие на поведение человека в самом широком спектре жизненных ситуаций.

Однако надо заметить, что выстраивать реальные жизненные цели подростку должен помочь близкий взрослый. Хорошо бы при этом, чтобы амбиции родителей не помешали жизненному самоопределению ребенка. В противном случае подросток может уйти в любую зависимость, в том числе и в зависимость от аниме.

Н. А. Пастернак,
кандидат психологических наук

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Коротко о японской анимации

Термин «аниме» произошел от английского слова animation – анимация (мультипликация). Аниме ‒ это анимация, произведенная именно в Японии. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудиторию. Многие аниме-сериалы обладают ярко выраженным эмоциональным и идейным подтекстом и служат не просто для развлечения.

С понятием «аниме» тесно связано понятие «манга» ‒ комиксы, причем в Японии они тоже не являются прерогативой исключительно детей. Само слово «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году, и означает оно «гротески», «странные или веселые картинки».

По количеству выпускаемых анимационных сериалов Япония занимает первое место в мире. Профессия аниматора в этой стране очень престижна. «Именно комиксы и анимация составляют основную “пищу для ума” юных японцев, формируют их мироощущение и самооценку», ‒ резюмирует журналист и кинокритик Борис Иванов в своей книге «Введение в японскую анимацию».

Конечно, самым классическим признаком аниме являются большие глаза. На Востоке это считается очень красивым. Кроме того, глаза, с точки зрения японцев, ‒ центральный объект на лице, тогда как в американской анимации таким объектом является рот. Они передают эмоциональность персонажа, его возраст и даже черты характера! Поэтому большеглазыми рисуют молодых, наивных, открытых героев. А вот у злых персонажей, напротив, глаза узкие.

Но не стоит думать, что аниме ‒ это лишь «большеглазые девицы с ногами от ушей» или милые «пушистики». В аниме существует огромное количество жанров. Есть мультфильмы, основанные на традиционных японских мифах, сказаниях, легендах и притчах. Настоящее аниме ‒ удовольствие для истинных ценителей Японии.

Негативное отношение к этому жанру вызывают американизированные мультфильмы с банальными сюжетами.

Надо отметить, что, впервые сталкиваясь с подобным жанром, неискушенный западный или российский зритель может впасть в состояние своеобразного шока, так как в японских аниме герои постоянно умирают, причем смерть их обыкновенно бессмысленна, а кровавые подробности ужасающи.

Что делать? Разобраться в причинах

Знания о психике, которые получают родители на тренинге Юрия Бурлана Системно-векторная психология, формируют новое мышление. В корне меняется взгляд на своего ребенка, становятся очевидными и наблюдаемыми все его «странности», капризы и протесты.

Обозначаются причины, по которым подросток «сидит в аниме», что он пытается дополучить в выдуманном мире. Чего он хочет на самом деле и чего так отчаянно ищет в виртуальной реальности.

Понимая его потребности, желания, ценности и приоритеты, вы уже не отталкиваете его своим непониманием и вечными вопросами «ну что ты там нашел?!». Теперь вы знаете это сами даже лучше, чем он.

Это значит, вы больше не транслируете на подростка свое раздражение или разочарование. Вы понимаете, какой он на самом деле. Это все меняет в ваших отношениях. Растет доверие, возникает продуктивное общение, налаживается контакт с ребенком.

Именно звуковики чаще других проговаривают свою проблему словами «меня никто не понимает», зрительные дети выражают это фразой «меня никто не любит» или «я никому не нужен».

Поэтому, когда такое желанное понимание и принятие приходит, ощущение враждебности реального мира отступает. Подросток получает лучик надежды на то, что и ему есть место в окружающей действительности, что и у него есть шанс найти свой смысл, свое счастье в этой жизни. Реальность получает оттенки привлекательности. Причем по ощущениям более яркие, нежели в выдуманном мире аниме.

Когда уходит непонимание со стороны родителей, ребенок получает возможность «добрать» от матери ощущения защиты и безопасности, и его состояние выравнивается. Хоть частично. Все же он еще не совсем взрослый и подсознательно все еще стремится почувствовать себя в полной безопасности под маминым крылом, как это было в детстве. Особенно остро он нуждается в этом, когда быть взрослым не получается, когда попытки реализовать себя не увенчались успехом, а желание никуда не исчезло.

Именно сбалансированное внутреннее состояние матери дает ему такую возможность — получить подсознательное ощущение защищенности и безопасности.

Пубертат. Когда родителей уже мало, а себя самого еще не хватает

Это сложный период в жизни каждого человека. Переход из детства во взрослую жизнь. Психологическое развитие завершается, на смену этому приходит новый этап — реализация тех свойств, которые в детстве развивались. Процесс реализации, воплощения в жизнь, применения на практике врожденных свойств психики будет продолжаться в течение всей последующей взрослой жизни, и происходить это будет на том уровне, до которого свойства успели развиться при окончании периода пубертата.

У подростка появляется желание принимать самостоятельные решения, устраивать свою жизнь самому, брать на себя ответственность за свое будущее. И он пытается это делать, пробует реализовать себя. Только не всегда получается с первого раза, ведь возможностей и ресурсов еще маловато. И подросток теряет почву под ногами.

Он не ощущает знакомого и привычного чувства защищенности и безопасности, которое всегда получал от матери, или не ощущает его в полной мере, так как идет отрыв от родителей. При этом он еще не в состоянии обеспечить этим чувством себя самостоятельно, навык еще не устойчивый. Подросток попадает в стресс.

Нереализованные свойства психики напоминают о себе, вызывая плохое самочувствие. А реализовать полноценно свойства звукового вектора удается далеко не всем взрослым, что же говорить про подростков?

Чем чреваты подобные игры

Если верить Шекспиру, то все люди ‒ актеры в театре жизни, каждый из которых в своей судьбе играет разные роли. В психологии накоплен огромный экспериментальный материал, который доказывает, что иной человек так входит в играемую в жизни социальную роль, что никак не может из нее выйти.

Существует реальная опасность, что подросток, чья психика весьма лабильна, не сможет в какой-то момент времени выйти из той игровой роли, к которой привык в виртуальной реальности.

Оценивая влияние аниме на психику подростка, надо отметить, что, настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, любой человек неосознанно способствует их осуществлению в реальности.

Говоря иначе, фиксация на ролях психов, суицидников или убийц может сдерживать нормальное общение в реальной жизни, способствовать появлению депрессивных состояний, которые приводят в ряде случаев к обесцениванию жизни и попыткам суицида. Проигрывание сценариев, которые заданы подростку, к примеру, в аниме, непонятно, к какому «светлому» будущему его приведут.

К сожалению, таких детей сегодня становится все больше и больше.

Так что же делать?

Один из путей – работа с жизненной перспективой.

Перспектива жизни – один из самых значимых аспектов личности, который становится решающим фактором самоопределения в подростковом возрасте.

При этом надо отметить, что представления человека о том, каким он будет через 10, 15, 20 лет, что бы ему хотелось делать и т. д., – важные показатели его психического состояния. Так, в ситуации длительного стресса многие люди уходят в две крайности: планируют или только ближайшее будущее (живут по принципу «здесь и теперь»), или уходят от планирования обозримого будущего в планы отдаленного будущего (мечты).

За нежеланием же подростка выстраивать свою жизнь обычно стоят довольно серьезные проблемы. В первую очередь такое отношение свойственно детям, оказавшимся в ситуации отсутствия семейной поддержки. Приведу конкретный пример.

Даша – подросток 14 лет, в последний год серьезно «подсела» на аниме, забросив школьные занятия. Произошло это не сразу: в шестом классе Даша, слабо сдав экзамен по математике, не попала в математический класс и, покинув школу, в которой училась с первого класса, перешла в другое учебное заведение. Данное событие чрезвычайно повлияло на ее амбициозную маму и бабушку, которые заявили девочке, что разочаровались в ней.

В седьмом классе девочке наняли репетиторов по нескольким предметам, при этом пришлось бросить танцы (из-за отсутствия времени), которыми Даша много лет успешно занималась. В конце учебного года девочка «пошла вразнос», стала делать все наперекор близким взрослым, целые ночи проводила за любимым занятием – просмотром аниме.

Все лето Даша провела за этим занятием, перестав общаться не только с родными, но и с многочисленными подругами. Когда Дашу спрашивали, как она видит свое будущее, она говорила, что «поедет в Японию и будет работать там, озвучивая аниме».

Как повернуть мир аниме в пользу ребенка

Когда контакт с ребенком уже налажен, вы получаете возможность влиять на просмотр его любимых аниме.

Тогда вы можете вместе выбирать глубокие, смысловые, эмоциональные мультфильмы, без эротики, насилия, жестокости. Не запрещать, но регулировать. Вдвоем с ребенком определить время просмотра или количество. В качестве награды или отдыха.

Вы можете способствовать его развитию: предложить нарисовать героев в скетчбуке, попробовать сделать аниме самому с помощью виртуального конструктора, написать фанфик по мотивам любимого сюжета, смотреть с титрами и учить язык, поинтересоваться японской культурой, философией, литературой. Не обесценивать его увлечение, а развивать, расширять его возможности с помощью инструмента аниме.

Будучи с ребенком на одной волне, понимая его интересы, желания и потребности, важно поддерживать его и направлять в сторону активного взаимодействия с окружающими людьми. Именно такое направление задаст нужные ориентиры для полноценной реализации подростка в будущем

Активная заинтересованность родителей поможет включить ребенка в общение с ровесниками. Продуктивная совместная деятельность — только это принесет звуковому подростку большее наслаждение, нежели виртуальное пассивное потребление развлечений, вернет интерес к реальной жизни, покажет перспективу вложенных усилий.

Можно создать местный фан-клуб любителей аниме, всем вместе сделать сайт или стенгазету, коллективно придумать дизайн постеров и напечатать их в полиграфии, пошить костюмы и поставить спектакль по мотивам аниме, поставить танец и выступить с ним на конкурсе, писать фанфики и публиковать их по очереди в общем блоге, снять самим филлер и разместить на ютуб-канале фан-клуба.

Возможностей масса, главное во всем этом — совместное творчество, взаимодействие, общение, направленность на людей, возможность и желание вписываться в реальный мир.

Показывая разные варианты реализации свойств звукового и зрительного векторов, более трудоемкие, но вместе с этим несущие большее удовлетворение, вы убедитесь, что ребенок выбирает более сложные. Новое поколение несет в себе желание большего объема. Им интереснее реализация более высокого уровня. Стоит только показать весь спектр.

Мир аниме может оказаться близок интересам подростка со звуковым и зрительным векторами. В этом нет опасности или вреда для ребенка. Главное, чтобы он не стал тем убежищем, в которое подросток станет прятаться от реального мира. Высокая психологическая грамотность родителей современных детей выходит на первый план в вопросах развития ребенка, особенно в сложный для него период пубертата.

Увлечение вашего ребенка аниме говорит о том, что ему близок мир серьезных отношений, больших подвигов, захватывающих приключений, что он способен на сильные поступки. И в ваших силах сегодня показать разницу между куцым и быстротечным удовольствием от погружения в выдуманную реальность аниме и действительно мощным наслаждением от реальной жизни.

Корректор: Наталья Коновалова

Смотрят все, а увлекаются единицы. Какие дети уходят в аниме с головой?

Мультики любят все дети. Только одного ребенка легко отвлечь от происходящего на экране, а другой смотрит так, словно окружающего мира не существует, ничего не слышит и не видит, а если выключить, выражает бурный протест.

Вот так с головой переместиться в параллельную реальность может подросток со звуковым вектором. Особенности его психики таковы, что он может глубоко сосредоточиться на том, что вызывает у него интерес. Его желания тем или иным способом направлены на поиск смысла его жизни, поэтому ему близки и интересны темы фантастики и философии, открытия в себе новых способностей или новых галактик во Вселенной. Вопросы материального мира не вызывают в звуковике такого отклика, так как не дают ответов на его неосознанный внутренний вопрос — зачем я тут?

Искусственно созданная реальность, вымышленные миры, идеальные герои, захватывающие истории аниме — там интересно, там хорошо, они развлекают, удивляют, смешат, пугают, ищут вместе с тобой ответы и находят их. Такое пассивное развлечение становится подменой настоящей жизни у звуковых подростков. Потому что оно не требует усилий от них самих. В отличие от реальности, которая как раз в пубертат, когда психика перестраивается на взрослый режим, начинает требовать от них усилий больше, чем раньше.

Вслед за звуковыми друзьями увлечься аниме могут и подростки со зрительным вектором, которым недостает в реальной жизни эмоциональных связей с окружающими людьми. В мир аниме они как раз идут «добрать» эмоциональных связей, прожить «взрослые» чувства, увидеть яркие, выразительные сюжетные картинки в противовес серой реальности, посмеяться, поплакать, порадоваться, испугаться и победить вместе с героями аниме.

Это не в аниме хорошо, это в реальности мне плохо

Без понимания собственной психики ребенок живет ощущениями, идет у них на поводу, не отдавая себе отчета — куда. Любому подростку трудно становиться взрослым, но звуковики первыми выбирают уход от реальности . Реальности, которая приносит страдания, ощущается болезненно, которая не может удовлетворить их потребности.

Аниме становится своего рода попыткой сбежать от боли. Уходя в выдуманный мир с головой, звуковик стремится к подмене реальности. Он начинает жить в том мире, где ему хорошо, легко и интересно, пренебрегая настоящим окружающим миром живых людей.

Если звуковик пытается уйти от боли, то зрительный подросток может погружаться в фантазии. Он находит в аниме ту красоту, которой ему не хватает в жизни. Красоту отношений, глубину чувств, захватывающий сюжет, внешний стиль героев, эмоциональные приключения.

Чем дальше и глубже подросток погружается в виртуальную реальность, тем сильнее заложенные в нем от природы желания психики требуют их осуществить.

Окружающая действительность, реальная жизнь, в отличие от аниме, предусматривает приложение усилий, активные действия, физическое или умственное напряжение.

Другими словами, чтобы что-то получить, нужно что-то сделать.

Поэтому обычные обязанности вызывают раздражение: уроки, домашние задания, уборка, порядок в комнате, семейные торжества, бытовые хлопоты, даже усилия по уходу за собой. Все это кажется ребенку таким приземленным, скучным, глупым и бессмысленным, что нет никакого желания этим заниматься.

Гипертрофированное увлечение аниме — это сигнал того, что подросток не знает, как ему жить. Он не понимает себя, не ощущает понимания и приятия его взрослыми, не имеет направления для движения по жизни, не умеет получать радость от общения с ровесниками, не знает, куда направить свои способности, чтобы получить значимый для себя и других результат, а значит, и удовлетворение.

Да, ему нужна помощь.

За каких персонажей «ролят» подростки в интернет-играх

В «тусовке» анимешников распространен термин «косплей». Это слово является сокращением английского costumed play, что переводится как «костюмированная игра». Фанаты устраивают самые разные фестивали, на которых предстают в образе своих любимых персонажей. Для этого они воссоздают костюмы и атрибутику героев своего любимого жанра из подручных материалов. Есть и профессиональные косплееры ‒ их костюмы не отличишь от оригинала!

Менее затратное удовольствие ‒ фанфики. Это слово происходит от английского fan fiction ‒ «творчество фанатов».

Правда, они требуют чуть ли не больше времени, чем косплей. Фанфики ‒ это игры, рассказы о похождениях героев аниме. Некоторые создатели фанфиков придумывают собственных персонажей, которые существуют в уже придуманном мире.

Для того чтобы начать играть, нужно подготовиться: посмотреть японские комиксы, фильмы аниме. Затем выбрать себе персонажа. Эти герои могут быть каноническими, то есть из аниме, или придуманными самим игроком. Перед началом игры каждый заполняет анкету на своего персонажа, описывает его историю, черты характера, внешний вид, особые способности.

Герои эти могут быть добрыми и злыми, вспыльчивыми и спокойными, а могут быть и с суицидальными наклонностями, психическими расстройствами, могут быть убийцами и садистами, и таких в аниме немало. Кстати, дети весьма охотно выбирают и пробуют свои силы в этих ролях!

Во многих играх часто присутствует особый контент – ненормативная лексика, которая не смущает участников игры и никак им не мешает. При этом администраторы, например, отследить и «отсечь» этот контент не могут, он присутствует в «святая святых» ‒ личных сообщениях, в которых и развертываются такие увлекательные и любимые подростками ролевые игры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гуру настройки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: